Ремесло – это не только то, что мы делаем своими руками, но и живущие с нами по сей день традиции далёких предков. «Золотые руки» ценились во все времена достаточно высоко. А если в создаваемую вещь вложена ещё и душа, то она часто являет собой прекрасное произведение искусства. Интерес к традиционным русским промыслам настолько велик и по сей день, что небольшая экскурсия в мир народных ремёсел, надеемся, станет для многих интересной и познавательной. А в экскурсии этой мы расскажем вам о первом конкурсе профессионального мастерства среди мастеров и умельцев декоративно-прикладного искусства, который организовали и провели 21 марта специалисты отдела инноваций, туризма и народной культуры МУК «МБС».
Конкурс имел целью сохранение и развитие традиционных народных художественных промыслов района, популяризация народных ремёсел, выявление ярких, самобытных мастеров, формирование чувства гордости за свою национальную культуру.
В ходе конкурса каждый участник должен был показать себя с разных сторон: представить свои выставочные произведения, уметь рассказать о своем творчестве и особенностях своего ремесла.
Оценивались качество, авторский подход, сложность.
Итак, за столиками расположились семь очаровательных участниц, семь мастериц из Котласского района.
Жюри в составе Валентины Витальевны Харитоновой, народного мастера Архангельской области, педагога высшей категории Детской школы искусств №28 Вилегодского района, Натальи Александровны Глинской, зав. отделом по выставочной деятельности, традиционной народной культуре и туризму г. Котласа, Татьяны Александровны Кучиной, преподавателя истории народной культуры Детской школы искусств №28 Вилегодского района, внимательно и с нескрываемым интересом знакомились с работами участниц, задавали им вопросы, давали очень дельные советы, раскрывая секреты и своего мастерства.
Первая участница, Татьяна Анатольевна Тропникова, работает директором Центра дополнительного образования в посёлке Шипицыно. Представила в технике «браное ткачество» тканый пояс. Ткачеством занимается с 2004 года. Имеет дипломы за участие в различных выставках и конкурсах.
Браное ткачество – одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова «брать»), когда нити основы «пробираются» при помощи специальной дощечки — бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Так, при сочетании нитей различного цвета получаются северные браные узоры. И все же это так красиво, так орнаментально, сочно и поразительно, что и раньше трудов не жалели. Браными узорами украшали не только одежду, но и полотенца со скатертями.
Вторая участница, Любовь Борисовна Колпакова, работает педагогом дополнительного образования в посёлке Шипицыно. Принимает участие в различных выставках и ярмарках. Техника: роспись по дереву. На суд жюри она представила панно в пермогорской росписи.
История росписи берет свое начало в Архангельском крае, происходит из Пермогорья — группы деревень Красноборского района под общим необычным названием Мокрая Едома. В последние годы светлые росписи русского Севера стали необыкновенно популярны. Они вновь удивили нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Даже в музеях, где много старинной красоты, глаз сразу выхватывает те туеса и скобкари, сундуки и санки, люльки и прялки, что покрыты сплошным ковровым радостным узором вперемежку с птицами Сирин, пряхами и единорогами
Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Сохранились необыкновенной красоты люльки, хлебные короба, туески (бурачки), ендовы. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели — сама колыбель с младенцем, и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде — большая рыба. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.
Участница под номером три – Лариса Анатольевна Нюхина, преподаватель Детской школы искусств, посёлок Шипицыно. Работает в технике береста, косое плетение. Представила лапти. Берестяным ремеслом увлеклась в 35 лет. Обучает детей в школе искусств традиционному берестяному промыслу.
Береста – настоящий чудо-материал, который сочетает в себе положительные качества: пластичность, прочность, малый вес, простоту в эксплуатации, и устойчивость к гниению, это мощный антисептик и природный абсорбент: она выводит яды и очищает продукты. Берестяной туесок лучше всякого современного термоса. Благодаря таким уникальным качествам, береста издавна применяется в народном быту. Плетение — один из самых древних способов обработки бересты. Из ее узких полосок, так же как из лыка, на русском Севере изготовляли обувь, пестери — заплечные кошели для сбора грибов, лукошки для ягод, игрушки, посуду, утварь. Многие вещи, которые плели крестьяне в прошлом, не утратили своего практического значения и теперь. Ленточное плетево представляет собой ритмичное чередование квадратов. Их стороны, образованные переплетением берестяных лент, могут быть расположены параллельно основанию или же под углом 45°. В первом случае плетение называется прямым, а во втором — косым. По технике исполнения прямое плетение проще косого.
Четвёртая участница приехала из деревни Федотовская, это Елена Сергеевна Кузнецова. У неё на столике расположилось множество куколок из лыка. А представляла она «танцующую» куколку и «цепляющую счастье». Увлеклась изготовлением кукол с выходом на пенсию. Для младших и средних классов в Забелинской школе проводит мастер-классы.
Куклы-игрушки из лыка, материала простого и доступного, были популярны в каждом крестьянском и барском доме. Игрушки, обереги, развлечение и талисман — все было в этих простых формах, доступных для изготовления даже детям. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила. «Танцующая куколка», или Стригушка – очень распространённая кукла для игры. Делали её родители детям, старшие дети младшим в поле, около дома из травы, сена, соломы. Одевали Стригушек в сарафанчики или юбки, головные платки, мастерили разные наряды из того, что было под рукой, украшали цветами, вплетали душистые травы в косы. Ровно стригли низ куклы, ставили на дощечку или другую ровную поверхность и стучали кулаками рядом с куклой. Она крутилась-вертелась, как будто пускалась в пляс. Стригушек с душистыми лечебными травами ставили дома в лечебных целях.
«Цепляющая счастье», или куколка на счастье – маленькая девочка с поднятыми вверх, к солнцу, ручками. Она оберегает, помогает в делах и в поиске своего предназначения, счастья. Уникальность этой куколки еще и в том, что у нее есть маленькие ножки. Она помогает своей владелице не только твердо стоять на ногах, но и обращаться к своей мудрости, черпать силу земли, опираясь на косу. Ее обереговая сила находится, как и у любой женщины, в волосах. Именно поэтому у куколки такая длинная коса, на которую она опирается. Создавая такую куклу, женщина вплетает прямо в косу намерение — быть счастливой. Куколка приманивает для своей хозяйки хорошие события, облегчает ее жизнь, делает дни радостными и позитивными.
Евгения Вениаминовна Черепанова, пятая участница. Работает в Шипицынском информационно-культурном центре. Она представила тапочки в технике войлоковаляния. Валянием шерсти занимается с 2018 года. Участвовала в межрегиональном фестивале-конкурсе творческих инициатив «Зажги свою звезду», в Региональном арт-фестивале Козьмы Пруткова и традиционной Прокопьевской ярмарке, в межрегиональном этно фестивале дизайна и моды «Оберег».
Войлоковаляние- древнейшее текстильное искусство, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Обработка войлока с древности была развита у кочевых народов. Использовали для домашних нужд — делали ковры, дорожки, войлочные подушки, дорожные сумки, чулки, накидки для животных, бурки, тапочки.Домашние тапки не обязательно покупать, их можно свалять собственными руками, вложив в это изделию свою фантазию и душу. Кроме того, такое изделие может выступить сувениром или подарком для родных и близких людей. Валяные тапочки изготавливают только из настоящей шерсти. При выборе материалов нужно обращать внимание на их качество. Лучше всего подойдет овечья пряжа, а также из верблюда, козы, кролика
Анна Анатольевна Полетыкина, участница под номером шесть, представила народную куклу из ткани.
Занимается куклами более 10 лет. Сначала это было домашнее увлечение: изготовление народных оберегов по бабушкиным урокам, но затем оно переросло в углублённое изучение народных традиций, стало делом жизни и основным заработком.
История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Значение куклы «Птица Радость» так просто не угадаешь. Внешний вид мотанки тоже не помогает раскрыть эту загадку. По правилам, на куколку цепляют миниатюрные фигурки птиц, а косынку на ее голове завязывают особым образом – так, чтобы она напоминала крылья. … Традиционные народные куклы не наделяют чертами владельца или его родственников. Безликость фигурки не дает темным сущностям вселиться в нее и натворить беды. … «Птица Радость» – обрядовая кукла. Ее принято изготавливать в начале весны, чтобы как можно быстрее наступило тепло. Но делали это славяне не только для того, чтобы скорее заменить зимнюю одежку на более легкую. Еще они пытались так пригласить в гости счастье.
Седьмая участница – Ирина Витальевна Стрекаловская, работает в клубе деревни Печерино. Куклы из льна. «Кукла «На здоровье».
Среди всего разнообразия созданных в народе игрушек особое место в культуре Русского Севера занимает льняная кукла-оберег, созданная вручную из натурального льняного волокна. У них нет лица. В старину считалось, что такая кукла не позволит злому духу вселиться в себя и творить зло вокруг. Целительная кукла «Здоровье» делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен. Издревле считается, что лен имеет свойство перетягивать и впитывать в себя негативную энергию, в том числе и болезни. Поэтому куклу, изготовленную из данного материала, клали в постель больного, давали носить с собой до полного выздоровления, а после, с благодарностью, сжигали. По этой же причине куклу излишне не украшали.
Конкурс завершился. Жюри отметило, что каждая из участниц показала свой профессионализм, доступное и оригинальное ознакомление с технологией, у каждой нашлись свои «изюминки» и секреты.
Дипломы Победителя в разных номинациях получили все участницы:
Колпакова Любовь Борисовна номинация «Волшебство на кончике кисти»;
Тропникова Татьяна Анатольевна номинация «Хранитель традиций»;
Нюхина Лариса Анатольевна номинация «В ногу со временем»;
Черепанова Евгения Вениаминовна номинация «Всяк мастер на свой лад»;
Полетыкина Анна Анатольевна номинация «Поэма о кукле»;
Стрекаловская Ирина Витальевна номинация «Льняная сказка»;
Кузнецова Елена Сергеевна номинация «Неиссякаемый источник вдохновения»
Конкурс показал, как много талантливых людей живёт в нашем районе, они не только прекрасные мастера, но и добрые наставники –своё искусство с удовольствием передают взрослым и детям.
Настоящим украшением конкурса стало выступление фольклорного ансамбля «Мария». Все с удовольствием послушали песни в их исполнении, а также от души сплясали «котласскую барабушку»!.
2020
0+
#ОтделИнновацийТуризмаинароднойкультуры#МУКМБС#Конкурспрофмастерства#Декоративноприкладноеискусство#народныеремёсла#